Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
с.Сарыг-Сеп, ул.Енисейская 143
Наш адрес
+7 (39432)22452
Приемная

Туризм

                                    На территории Каа-Хемского кожууна насчитывается 6 Аржанов:

1.     Чурек-Доргун

2.     Сайлыг

3.     Святой ключ

4.     Маймалыг

5.     Ак-Хая

6.     Уш-Бельдир 

Аржаан «Чурек-Доргун»

Расположен по адресным ориентирам на 13 км. к северо-западу от с. Суг-Бажы по координатам 51.729487 94.753095. Земельный участок относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

1) Расстояние до дороги Кызыл-Сарыг-Сеп-Кызыл 3.2 км.

2) Расстояние до с. Суг-Бажы составляет 13.6 км.

3) Расстояние до трансформатора в с. Суг-Бажы 13.6 км.

Недалеко от тувинской столицы, прямо в горах бьет целебный источник "Чурек-Доргун", переводимый как "Сердце и перелесок" или "Сердечный перелесок". Никаких особенных прав на него, если не считать исторические, нет ни у кого - сегодня это общая территория отдыха, относящаяся к Каа-Хемскому району. Но православные Тувы не удержались и решили выложить тут крест и слово “ОТЧИЗНА”. И меня никто не убедит, что это и есть “мир, дружба и уважение”.  

 

Тувинцы, в досоветский период, в прямом смысле лечились у природы. Территория республики в любом уголке имеет священные места, с целебными термальными источниками, лечебной грязью или воодушевляющей, великолепной панорамой – радующей глаз и успокаивающей сердце. "Чурек-Доргун" считаетсяся полезным для лечения сердечных заболеваний. В сезон, называемый тувинцами "аржаан бышкан" (созревание целебных свойств воды) здесь исторически образовывался стихийный палаточный санаторий. Но никогда тувинцы не присваивали, не огораживали и не метили общее достояние, предназначенное "для всех живых существ".

 

Буддийская ступа, отстроенная там заново - не метка границы. Ступы – субурганы возводятся, как правило, в знак уважения, поклонения живой энергии, называемой иногда "духами местности" и не  относятся к явлению последних лет, определяемому антропологами, как "конкуренция культур". 

ЧД.png

Православные кресты без меры и смысла возводимые на территориях национальных регионов, в местах не предназначенных для тяжб, взаимных счетов и намеков, как агрессивный знак своего присутствия, могут вызывать только отторжение и конфликты. Для чего именно напротив субургана нужно было выкладывать  крест? Из каких соображений на соседней горе, метровыми буквами из камней сложено слово "ОТЧИЗНА"?              

ЧД2.png

Эта местность имеет собственное историческое название. Два тувинских слова "ЧУРЕК- ДОРГУН". Никакого кричащего маркера "Буддизм",  "Тыва",  "Патриот" или  "Тува для тувинцев" тут никто никогда не выкладывал. Здесь абсолютно не на что возбуждаться и пытаться психологически противостоять. 
Еще одним свидетельством того, насколько разительно отличаются два подхода, две культуры, два мировозрения - в ​​двух объявлениях. На русском языке изложена кричащая угроза, с тремя восклицательными знаками:  Не сорите !!! Снимите обувь !!! Администрация!!! – прикрепенная к кабине душевой, куда стекает целебная вода.
Никаких пожеланий доброго здоровья в месте предназначенном для его восстановления. 


ЧД3.png

Эта местность имеет собственное историческое название. Два тувинских слова "ЧУРЕК- ДОРГУН". Никакого кричащего маркера "Буддизм",  "Тыва",  "Патриот" или  "Тува для тувинцев" тут никто никогда не выкладывал. Здесь абсолютно не на что возбуждаться и пытаться психологически противостоять. 
Еще одним свидетельством того, насколько разительно отличаются два подхода, две культуры, два мировозрения - в ​​двух объявлениях. На русском языке изложена кричащая угроза, с тремя восклицательными знаками:  Не сорите !!! Снимите обувь !!! Администрация!!! – прикрепенная к кабине душевой, куда стекает целебная вода.
Никаких пожеланий доброго здоровья в месте предназначенном для его восстановления. 
Говорят, что на священном для тувинцев озере Сут-Холь, несколько лет назад тоже воодрузили православный крест, разобранный впоследствии местными жителями (не разрешающими никому в нем даже купаться). 
И в этом случае можно понять чувства людей и сложно объяснить мотивы тех, кто провоцирует конфликты там, где их лучше не “разжигать”.

Аржаан «Сайлыг» 


Сайлыг.png

Расположен по адресным ориентирам на 51 км. с северо-востоку от с. Дерзиг-Аксы по координатам 51.775087 96.131152. Земельный участок относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
1) Расстояние до дороги 71.3 км
2) Расстояние до с. Дерзиг-Аксы составляет 71 км.
Содержание родона 440 оман, температура воды в источнике 3,2 градуса С. Высота над уровнем моря 2 600 метров. Ищем брод через речку Дерзиг Каа-Хемского района.
Лечебные свойства Аржаана могут определятся не столько химическим составом, сколько уникальными свойствами источников на момент выхода на дневную поверхность из глубин земли- низкая температура, структура воды имеет антибактериальные свойства.


С2.png

С3.png

Аржаан «Святой ключик» 

Расположен по адресным ориентирам 4.7 км. к северо-востоку от с. Дерзиг-Аксы по координатам 51.485328 95.665603, относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

1) Расстояние до дороги 4.8 км

2) Расстояние до с. Дерзиг-Аксы составляет 4.5 км.

Лечебные свойства Аржаана могут определятся не столько химическим составом, сколько уникальными свойствами источников на момент выхода на дневную поверхность из глубин земли- низкая температура, структура воды имеет антибактериальные свойства.

Аржаан «Маймалыг» расположен по адресным ориентирам в 92 км. к северо-востоку от с. Усть-Ужеп по координатам 51.983383 97.063411, относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

1) Расстояние до дороги 117 км

2) Расстояние до с. Усть-Ужеп составляет 117 км.

Аржаан «Ак-Хая»

Расположен по адресным ориентирам в 4 км. к северо-западу от с. Сарыг-Сеп по координатам 51.522129 95.496552, относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

1) Расстояние до дороги 0.2 км

2) Расстояние до с. Сарыг-Сеп  составляет 2.9 км.

Аржаан «Уш-Бельдир»

УБ.png

Расположен по адресным ориентирам в 126 км. восточнее от с. Усть-Ужеп по координатам     51.493796 98.012284, относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

1) Расстояние до дороги 112 км

2) Расстояние до с. Усть-Ужеп составляет 127 км.

Уш-Белдир (Каа-Хемский кожуун РТ), расположен на крайнем востоке Тувы в Прихубсугульском нагорье на месте слияния трех рек. Уш-Белдир (Каа-Хемский кожуун), расположен на крайнем востоке Тувы на месте слияния трех рек – Бусин-Гола, Белина, Шишгид-Гола, образующих реку Кызыл-Хем.

На территории Тувы Уш-Белдир – это самое крупное месторождение азотных терм. Здесь на базе термальных вод, выводимых источниками и вскрытых скважинами, действует одноименный курорт, который в советское время назывался еще Северным аржааном.

Аржаан Уш-Белдир – это горячие сероводородные воды, максимальная температура достигает значения более +80° С. Это значительно выше, чем на известных курортах СНГ и Западной Европы и приближается к гейзерным водам. 

УБ1.png

Основные медицинские профили: аллергология, болезни кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной, мочеполовой, нервной систем, системы кровообращения, трубное бесплодие, геронтология, гинекология, общетерапевтический, профессиональные болезни, в т.ч. хроническое отравление тяжелыми металлами (свинец, ртуть), урология.

Основные природные лечебные факторы: горный климат, минеральные воды для наружного применения: хлоридные натриевые, йодо-бромные, бром-йодные, сероводородные, радоновые, кремнистые, питьевые среднеминерализованные минеральные воды.

Попасть в Уш-Белдир можно только самолетом или вертолетом из аэропорта Кызыла (360 км).

ГУП Курорт Уш-Белдир принимает на лечение и отдых взрослых, детей без родителей от 10 лет, а также родителей с детьми от 5 лет.


                      


Охраняется легендами.
Они созданы нашими предками, 
И служили им службою верною,
Берегли наши земли родимые, 
От жестокого с ним обращения.
Нам в наследие достались традиции, 
Передались язык и обычаи,
Драгоценное  наше наследие  
Охраняется вечно  – легендами.
 

 

«Сила хозяйки горы Теве-Моюн» 

 

          Раннее детство. Я помню себя, в замечательной тувинской деревушке Бурен-Аксы, выросла я на берегах Малого Енисея, где с утра до вечера ребятней купались и резвились на волнах кристально чистой реки и согревались рядом на горячих песках и гальках.
           С детства меня восхищало и манило взглядом на том берегу реки Малого Енисея, величественная и высокая гора Теве-Моюн. Теве-Моюн в переводе «верблюжья шея».
           Каждое летнее утро моего детства начиналось с этого прекрасного пейзажа, свежий ветерок ласкает мои волосы, рядом течет зеркально чистая река, а на том берегу возвышалась она - Теве-Моюн, та, манящая своею красотой и восхищающая величием, безмолвно стоящая тысячелетия и хранящая свою тайну бытия.
Через реку Малый Енисей, в те далекие советские времена переплавлялись маленьким паромом. На том заветном берегу была совхозная ферма с. Бурен-Аксы, каждое лето работники совхоза там стригли отару овец. Я тоже в третьем классе работала вместе с такими девочками как я, собирали и таскали шерсть овец. Мы наблюдали, как стригли  овец наши родители, как мыли, как их лечили, после устраивали праздник окончания стрижки. И в первый раз, так близко я любовалась горой Теве-Моюн!
              Когда мы переплавлялись на пароме, волей или неволей у всех взгляды направлялись на величественную гору. Она обладает магнетизмом, тянет и манит взгляды людей, на ее созерцание теряется счет времени. Из уст в уста наших предков, в этих краях передавалась легенда, говорят старожилы села, в горе Теве-Моюн живет большая огромная Змея  - это хозяйка горы, ее никто не видел, даже те которые видели под ее гипнотическим волшебством забывают про эту встречу. У наших предков национальная одежда была с запахом на правую сторону, если хозяйка горы проползала с правой стороны, то говорят змея в запах проползла, в скором времени человек умирает или тяжело болеет, а если с левой стороны, то улыбнется удача.
              До сих пор население верит в эту легенду, гора окутывала мимо проходящего ледяной прохладой в ее тени, ее мошь устрашающе возвышенна в небеса, чувствуется дух хозяйки горы Теве-Моюн. Вокруг этой горы идет единственная дорога в близ лежащие аалы,  очень часто наши предки ходили по этой дороге и каждый проходящий молился чтобы ему не встретилась хозяйка горы.
            Несколько раз я проходила и проезжала вокруг этой горы, и каждый раз я восторгалась им как в первый раз. Когда приближаешься к горе Теве-Моюн, грудь наполняется чувством восторга и одновременно страха перед ее величием. Горный ветер дует сильнее, под ее тенью становится прохладно даже жарким летом, где-то по дороге течет кара-суг, (родничок) эти скалы устрашающее висят, как будто вот-вот упадут на тебя, а камни лежат разноцветной россыпью от самой верхушки до подножья горы. Иногда можно увидеть по дороге маленьких змей ползущих на водопой, никто их не трогает, верят в легенду.
Я с малого детства любуюсь восхитительным пейзажем горы Теве-Моюн, когда приближаюсь , я чувствую силу и мощь,- это величественная, неподвижная, но вместе с тем живая, дышащая сила. Я не рискнула нарушить ее покои и не стремилась покорить  ее высоту, я тихо наблюдала из подножья горы, ее неприступную красоту!!!


«Легенда из верховья Каа-Хема» 

 
            В детстве, каждые летние каникулы я помню, как на лощадях с родителями и всеми близкими родственниками из рода Тожу, отправлялись к  аржаанам (лечебные источники) на верховье Каа-Хема. Часто слышала на вечерних посиделках у костра, разговоры своих родителей, что в те далекие времена их детства в этих краях  тайге жили падакшаны. Жизнь наших предков была непростая кочевая за оленями из тайги в тайгу, забредали в самую глушь, где и зародилась эта легенда.
          Глубоко в Каа-Хемской тайге живут такие существа маленького роста, образ похож на человека, голые без шерсти, очень сильные и ловкие, сгибают в «крендель» рога крупных и мелких рогатого скота и называли их падакшанами. В глаза человека они попадались очень редко, зимой говорят сидят на ветках деревьев с замерзшими соплями.
              Так из уст в уста, от охотника до предков, от поколения до поколения, от вечернего костра дошла легенда до вас.

   

 «Золото Монаха» 

 

            В Каа-Хемском районе есть Белая скала, а в этой скале есть пещера со своим секретом.
Жил неподалеку от этой скала Монах-отшельник. Жена у него давно умерла, детей у них не было. С тех пор он живет один.
Монах был не из простого рода, а из знатных купцов. Которые не знали что такое нищета.
       Когда пришло время, ему уходить на тот свет. Он решил свое не раздавать и не забирать с собой в другой мир, а спрятать.
         Три дня и Три ночи он искал укромное место. Однажды когда он гулял и наслаждался летним деньком приметил в скале пещеру. Тогда его осенило, что это то самое место которое он искал.
        И решил Монах не тянуть и унести все что у него было: большое количество икон, золотые украшения, один графин из чистого золота, один серебряные разнос с золотыми каемочками, набор из ложек, вилок, ножей на 12 персоны из чистого золота, набор посуда  из белового фарфора, три чарки и большой мешок золота. Попросил тогда Монах у скалы, чтобы она спрятала его вещи до тех пор, пока не найдется человек с чистой душой.
         После этой просьбы он присел на камушек и заснул вечным сном.
         И считается, что это золото охраняет монах и покажется это золото тому у кого добрые намериния

 

бубен.jpg

 

«Шан»

 

           

    Это одно из богатых уголочков Бояровского совхоза, земле пользовательских угодий «Ленинский путь» сельхоз угодий.
                В 19-20 веках здесь проживали араты охотники. В середине 20 века была образована молочно таварческая ферма, овцеводческая бригада. Мои родители И.Д.С.-К. И.У.С. стали работать в совхозе «Ленинский путь» и проживали в местах с животноводами этой фермы. 1966 год наступило лето, родители перекочевали на местечко «Кужурлуг-Булук» от фермы 7 км. место очень живописное. Течет ручеек, все покрыто зеленью, растут березы, ели, сосны, лиственниц, цветут цветы. Мне тогда было шесть лет, осенью должна идти в школу. С детства отчетливо помню рассказы, сторожил и родителей. «Куртурлуг Булуц» место, где охотники охотились на все виды диких животных (лось, марал, медведь и др.)
             Место названое не зря, здесь местами можно было встретить соланчики, куда временами приходили дикие животные.
                В этих местах так же проживал шаман (хам). Когда он умер его похоронили в открытом месте - полянке вокруг, где росли березы. Могилу его сделали из сруба в виде четырехугольника, так как был хороший хам (шаман).
                Середина июля, поспела красная смородина. Я со своей старшей сестрой - школьницей пошли пасти овец, взяли три ведра (одно ведро было 10 литров), вечером родители нас обещали забрать с пастбища. Овец мы направили на поляну где много ягод, в течение дня они паслись на этой поляне. И мы спокойно с сестрой набрали три полных ведра красной смородины, а она была такая крупная, что мы быстро наполнили ведра.
                К семи часам вечера папа с мамой приехали на лошадях за нами. Ведра папа затарил в таалыц (сумка чабана двухсторонняя, применяется во время охоты, перекачивания). Нас посадили на лошадей  и мы вместе погнали овец в котару. Помню, как мама хвалила нас с сестрой, а папа все молчит. Я да же не заметила, что папа молчит, от гордости за собранную ягоду.
                Уставшие, довольные с сестрой мы быстро уснули. Ночью я проснулась от какого-то шума. Родители седели за столом с зажжённой  керосиновой лампой и шептались о чем-то. Сестра лежит рядом со мной и открытыми глазами, она толкнула меня и жестом показала чтобы я молчала. С 24 часов до 6 часов утра звенел шаманский бубен вокруг избушки. Собаки не лаяли, овцы мекали тревожно. До утра мы так и сомкнули глаза. Когда расцвело, шаман ушел. А папа велел не спать нам, а одеться и поутру мы на лошадях с телегами погнали стадо на другое место. Пока мы ехали родители сказали нам, что это мы потревожили захоронение местного шамана. Оказалось на месте, где росла красная смородина, был похоронен шаман. И поэтому всю ночь разгневанный дух шамана ходит во круг дома и играл в бубен. когда он бил в бубен были слышны различные слова.
               Во время переезда на спинах овец прыгала одна ящерица, папа сказал «что это разгневанный шаман контролирует, чтобы мы ушли».

  

«Ягода в обмен на жизнь»

 

                Говорят, что шаманов обижать нельзя, особенно осквернять шаманское  захоронение.

               Не подоплёку от скульптуры Оленя, а если точнее быть где Шан, есть одно интересное захоронение.

              Неизвестно когда была захоронен Шаман. Похоронили его в нарядном одеянии вместе со всеми своими атрибутами. На его могиле выросла кислица, да такая сладкая, крупная, красивая.

             Не смотря на большое обилие там кислицы, ее нельзя брать, так ка считается, что если взять хотя бы немного ягоды, то дух шамана придет за тем кто взял ягоду.

Говорят кто берет там ягоду то платится жизнью.

           Когда мы были маленькие еще не знали об этом. Тогда мы жили у родителей на чабанской стоянке. Мы вместе с сестрой гуляли по лесу и увидели кислицы, да так много и решили сделать сюрприз родителям. Сходили мы до дома, взяли ведро и начали жадно собирать ягоду. Счастливые мы вернулись домой и думали нас похвалят за столь обилие собранной ягоды.

                Когда родители пришли домой, мы с сестрой подбежали к ним счастливые, обняли и показали полное ведро ягоды. Они у нас просили где мы набрали столько ягоды? Сестра объяснила то место где росла кислица. Родители осознали всю беду и сказали, что на том месте похоронен шаман и ягоду нельзя брать, так как он придет.

                Всю ночь родители жгли свечу, молись. А за окном было слышно как псы выли и лаяли от страха, потому что были слышны звуки бубна и было чувство, что шаман ходит вокруг избы и бьет в бубен.

                С первыми лучами солнца родители отнесли ягоду на могилу шамана.

                С тех самых пор мы не брали там ягоду.

 

«Живая легенда Бурганныг»

 

          Со слов моих родителей, в сторону Биче (Улуг Ажык) Каа-Хемского района точное место не помню, есть местечко Бурганныг наделенное божественной силой. В далекие времена это было место паломничества наших предков, проводили ритуалы шаманы и там находятся каменные изваяния человеческого образа, носящий и передающий свой божественный посыл.
          Во времена коммунизма днем и ночью трактористы бригадами пахали целину в тех местах, со слов трактористов, говорят ночью было видно как светятся каменные изваяния.
              Живая легенда Бурганныг   - это каменные изваяния, наделенные божественной силой!
 

русалка.jpg

 

«Хозяйка ручейка»

 

             Как-то раз летом я возвращалась домой. Мой путь лежал через «Терсик» возле него есть ручеёк. Со стороны ручейка вышла молодая девушка с шикарной косой до пояснице, в длиной юбки с орнаментом и расписным платком на голове. Она взглянула на меня и поманила за собой. Я подумала, что-то случилось у этой девушки и молча пошла за ней. Когда мы вышли на опушку, где стояло два дома, она растворилась. Я не растерялась и подошла к первому дому, он был закрыт, тогда подошла ко второму, он тоже был закрыт.
             Осенью я узнала, что хозяйка одного дома умерла.
           Тогда я поняла, что эта девушка не просто так меня привела к этим домам. Она пыталась предупредить или сказать, что нужна помощь хозяйке дома

 

Аржаан «Святой ключ»

 

         

             Однажды чабаны поздно вечером, уже в потемках возвращались с охоты на чабанскую стоянку. Их путь лежал через Аржаан «Святой ключик». Когда только кони ступили в ручей, чтобы перейти на другую сторону. Разгневанная хозяйка Аржаана обвязала коням ноги и они не смогли двинуться с места. Чабаны начали бить хлестом коней, но это не дало не каких результатов, следом начали слазить с коней и дергать за поводья, но в итоге кони как стояли на месте так и остались. Самый молодой решил угостить хозяйку тем что у него было, он достал немного молока, зайца и тогда хозяйка Аржаана развязала коней.

            С тех самых пор чабаны стараются днем переезжать этот Аржаан, а если не получается, то они задабривают хозяйку, а потом только перебираются через него.

 

туризм.jpg

В Каа-Хемском районе объявлен дистанционный конкурс на лучшее произведение о достопримечательностях Каа-Хемского кожууна «Легенды Каа-Хемского кожууна» в формате: мифы, легенды, стихотворения. ознакомиться


ТУРИСТСКИЙ ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАА-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»






Виртуальная приемная Виртуальная приемная

Сарыг-Сеп

+16°C
Ветер: северо-восток, 0.8 м/сек.
Давление: 689 мм.рт.ст.
Влажность: 79%
Восход: 04:28
Заход: 20:56
облачно с прояснениями